Но оказывается, что многие сакуры вполне зимостойки в Москве и регулярно радуют нас своими цветками вот уже больше десяти лет!
Давайте сначала попробуем узнать, что же такое «настоящая сакура». Принято считать, что это – группа из нескольких видов крупных вишен, причём только японских. Однако даже в самой Японии к сакурам относят и японский абрикос, который у себя на родине, к югу от Токио, зацветает примерно на западный Новый Год, в середине «зимы» и из плодов которого делают знаменитое японское «сливовое вино» и традиционные маринованные абрикосы. Но у нас он вымерзает. С другой стороны, под канон сакуры можно подогнать и нашу родную садовую вишню, и сливу, и миндаль, и войлочную вишню, и абрикос, и даже черёмуху – все они цветут рано весной и подо всеми из них в конце цветения идёт «лепестковый дождь».В Японии осыпающиеся, но ещё не успевшие увянуть лепестки – непременный элемент завершения времени «ханами» — любования сакурой.
Однако если говорить только о «настоящих сакурах», а именно крупных дальневосточных вишнях, то и здесь нам есть что показать.
Пожалуй, самая морозостойкая из истинных сакур, вишня Саржента (Cerasus sargentii), обитающая на восточноазиатских островах к северу до самого Центрального Сахалина, живёт в Ботаническом саду уже более 50 лет и неизменно привлекает внимание не только своими крупными розовыми цветами, но и необычным цветом разворачивающейся листвы – она у неё в это время имеет фиолетовый отлив, а потом зеленеет.
Её более южная родственница пильчатая вишня (Cerasus serrulata) особой окраской листвы не отличается, но это один из тех самых видов, которые дали начало классическим сакурам, некоторые (хотя и не все!) сорта которых успешно зимуют не только в Москве, но и на севере Подмосковья. В нашем Саду она появилась только с 2003 года, но за это короткое по меркам сакур время несколько растений уже достигли значительного размера и регулярно обильно цветут в самом конце апреля. У нас высажены экземпляры как с белыми, так и с розовыми цветками, а на родине сортовое разнообразие этого вида исчисляется сотнями форм.
Чуть более прихотливая и малоустойчивая в суровом Подмосковье рассечённая вишня (Cerasus incisa) происходит с солнечных склонов центрального острова Японии – Хонсю – и отличается от других сильно надрезанными листьями. Однако главное её достоинство – нежно-розово-лиловые цветки в виде широких поникающих колокольчиков, появляющиеся одновременно с предыдущим видом.
Однако самая надёжная в нашем климате сакура – другая.
В мае 2010 года мэры Москвы и Токио, а также наш ректор заложили целую аллею сакур между главным зданием МГУ и смотровой площадкой на Воробьёвых горах саженцами, привезёнными прямо из питомника в горной Японии. Наш Сад поучаствовал в этом мероприятии, и несколько растений любезно предоставили и нам.
Это так называемая курильская вишня (Cerasus kurilensis) – самый маленький вид классических сакур, достигающий высоты всего лишь 3-4 м, но зато наиболее зимостойкий. Достаточно сказать, что и у нас в Саду, и на открытых всем ветрам Воробьёвых горах все растения этого вида благополучно пережили суровую зиму 2016-2017 г. и цвели после этого как ни в чём не бывало.