В 1793 году из окрестностей столицы Уругвая во Францию прибыло необычное растение. По внешнему виду оно было очень похоже на табак: белые цветки с сильным ароматом, клейкие желёзки на листьях, строение цветков – всё указывало на то, что оно находится в близком родстве с табаками. Однако у всех известных до тех пор видов табака соцветия располагались на верхушке стебля. У нового вида цветки сидели в пазухах листьев. Из-за этой особенности известный биолог того времени Жан Батист Ламарк дал растению название Nicotiana axillaris Lam. (Табак пазушный).
В 1803 году мнение Ламарка было оспорено другим известным французским ботаником – Антуаном Лораном де Жюссье. Он считал, что пазушные цветки – это хороший признак, чтобы выделить полученные из Южной Америки растения в новый род. Среди других признаков Жюссье указывает, что лепестки срастаются в лимб (чего не бывает у табаков), тычинки имеют разную длину (тогда как у всех табаков они более-менее одинаковой длины). Нужно было придумать новое название для этого растения.
Во вводной части Жюссье пишет, что в Бразилии табак называют petun, поэтому он решил называть новый род Petunia Juss. Действительно, в Южной Америке живут племена тупи-гуарани, которые словом petum или betum называли виды табака и петуний. Дикорастущие петунии настолько нравились индейцам, что называние цветка использовали как женское имя.
На тот момент у Жюссье было два растительных образца. Первой он описал Петунию мелкоцветковую (Petunia parviflora Juss.), а второй – Петунию ночецветную (Petunia nyctaginiflora Juss.). Ах, лучше бы он описал их в обратном порядке! Но тогда никто даже не мог предположить, какие вокруг этого факта разразятся научные баталии в конце XX века.
Новым растением заинтересовались цветоводы. Считается, что впервые петунии были введены в культуру в 1823 году, но первое документальное указание об этом мы находим в письме Роберта Свита (Robert Sweet), который в своем письме редактору британского цветоводческого журнала, где он описывает агротехнику для петунии ночецветной, выращенной им собственноручно в известном местечке Челси. Письмо датировано 20 ноября 1927 г.
Из путешествий по Аргентине, Уругваю, Парагваю и югу Бразилии путешественники привозили новые семена. В 1831 году в сады Европы попал новый вид, который называли Петунией фиолетовой (Petunia violacea Chodat et Hassl.). У неё были ярко окрашенные цветки, более широкий (колокольчатый) зев венчика и почти не было запаха.
Оказалось, что у петуний в природе есть три стратегии опыления, которые отражаются в строении цветков. Так, петуния ночецветная (она же – «табак пазушный» Ламарка) опыляется ночными бабочками – бражниками. В сумерках белые цветки более заметны, а сильный аромат, который начинает распространяться ранним вечером, позволяет насекомым находить цветки с большого расстояния. Бражник в полёте «зависает» над цветком петунии, и пьёт нектар очень длинным хоботком. Ради этого опылителя петуния ночецветная (пазушная) сделала себе очень длинную и узкую трубку венчика. Пыльники расположены примерно посередине трубки, и когда бражник вынимает хоботок, происходит опыление.
Вторая стратегия опыления связана с пчёлами. Они активны днём, у них прекрасное цветовое зрение, поэтому цветок может быть ярко окрашен в розовые, пурпурные или сине-фиолетовые тона. Запах не обязателен. Зато венчик должен быть достаточно широким, что пчела смогла в него залезть. Тычинки довольно короткие – ведь опыление будет происходить когда пчела работает внутри цветка.
Ещё один опылитель петуний – колибри. Птицы активны днём, и практически не чувствуют запаха. Поэтому цветки должны быть ярко-красными, трубка венчика – в меру узкая и длинная («подогнана» под клюв колибри). Пыльники выступают из трубки венчика, они раскачиваются при приближении птицы, касаются рыльца, и происходит опыление. Единственный вид петуний, который опыляется колибри – Петуния выступающая (Petunia exsertaStehm.). Согласитесь, эта стратегия «опыления на лету» очень похожа на опыление бражниками. Поэтому Петунию выступающую объединяют с другими длиннотрубчатыми видами в подрод Pseudonicotiana («Ложный табак»). Виды с колокольчатыми цветками, «нацеленными» на опыление пчёлами, объединяют в подрод Eupetunia («Настоящие петунии»).
Механизмы опыления в природе не позволяют дикорастущим видам петуний скрещиваться друг с другом. Более того, разные виды опыляемые одними и теми же опылителями, практически никогда не растут в одной местности (учёные называют это явление географической изоляцией). Однако, когда разные виды петунии оказываются на одной клумбе в ботаническом саду и «пользуются услугами» непривычных опылителей, происходит межвидовая гибридизация. Впервые о гибридах петуний упоминает Вильям Джексон Гукер (William Jackson Hooker) в заметке для «BotanicalMagazine» от 1837 г. Он пишет, что петуния фиолетовая может давать гибриды с петунией ночецветной, о чём ему сообщил некий мистер Аткинсон, вырастивший необычные петунии с промежуточными признаками в своём саду.
Собственно название Петуния гибридная (Petunia x hybrida hort.) впервые появляется в каталоге растений для открытого грунта «Les Fleurs de Pleine Terre» известной французской семенной фирмы Вильморенов в 1863 г. Знак «x» перед словом «гибридный» указывает на происхождение вида путём гибридизации. Однако британцы до сих пор настаивают на своем приоритете, и, в противовес всему оcтальному научному миру, называют этот вид Петунией Аткинса (Petunia x atkinsoniana).
К началу ХХ века «природных» видов петунии в культуре не осталось, вся петуния стала гибридной. Признаки, присущие «диким» петуниям перемешались у гибридов. Теперь более-менее длинная трубка может быть и у ярко окрашенных сортов. Кроме того, вечерний аромат теперь может сочетаться не только с белыми, но и с многими другими окрасками.
В 1980-х годах взялись за подробное изучение числа хромосом у разных видов петуний. Оказалось, что у части видов 14 хромосом, тогда как у других – 18 хромосом. На основании этого признака было предложено разделить род Петуния на две примерно равные части. При этом полагается название «Петуния» сохранить, а для второго рода придумать новое название. Но за какими же растениями сохранить название «Петуния»? По правилам нужно заглянуть в описание рода, и то растение, которое описано первым, назвать петунией. Помните рисунок из книги Жюсье? На первом месте там растение с мелкими цветками. А то растение, которое широко распространилось в культуре, нужно было назвать новым именем.
Тут взмолились цветоводы: пожалуйста, не переименовывайте широко распространённое растение, известное в культуре более 150 лет! Этой просьбе ботаники вняли, и, вопреки правилам, название «Петуния» осталось за вторым описанным растением (с 14 хромосомами), а первое описанное (с 18 хромосомами) было выделено в род Калибрахоа (Calibrachoa).
Чем же, кроме числа хромосом, различаются петунии и калибрахоа? Во-первых, у петуний есть клейкие желёзки, лист немного липкий наощупь. У калибрахоа могут быть волоски, но они не клейкие. У петуний относительно крупные и радиально-симметричные цветки, тогда как у калибрахоа цветки мельче, часто – двусторонне-симметричные. В природе петунии – сравнительно недолго живущие растения (как правило – однолетники), а калибрахоа, скорее, многолетние растения кустовидного облика. Ареал калибрахоа достигает Патагонии, и, соответственно, эти растения более холодостойки. Петунии более теплолюбивы. Природные окраски у калибрахоа более разнообразны, включают желтые и оранжевые тона, тогда как у петунии цветков такой окраски в природе не встречается.
Так или иначе, на калибрахоа также обратили внимание, и на сегодня это – новая успешно развивающаяся декоративная культура.
Возвращаясь к истории, отметим, что в XIX веке первые гибридные петунии мало отличались от исходных «природных» видов: они дали начало группе сортов Multiflora (Многоцветковые). Это разветвленные компактные растения с мелкими листьями, небольшими, но многочисленными цветками от 3.5 до 5 см в диаметре, узкими ровными лепестками, тонкими тычинками и цветоножками.
В 1881 году была обнаружена доминантная мутация G (от Gaint – Гигант). Растения с двумя такими мутациями (GG) погибали, но носители одной (Gg) давали особо крупные цветки с бахромчатыми краями. Полученную петунию назвали ‘Defiance Strain’ и широко использовали для выведения крупноцветковых сортов, особенно популярных в США.
Фирма Вильморенов старалась не отстать, и выпустила в продажу форму ‘Superbissima’ (Великолепнейшая) с настолько широкими лепестками, что они давали многочисленные складки по краям. Позже учёные выяснили, что ‘Superbissima’ – это петуния с 28 хромосомами (тетраплоид), тогда как в норме петуниям, как мы помним, положено только 14 хромосом. Так было положено начало новой садовой группе Grandiflora (Крупноцветковые). Это малоразветвлённые растения с редкими, но особенно крупными цветками (8.5 – 12 см в диаметре!). У этой группы петуний всё большое и мощное: стебли, листья, цветоножки, тычинки…
В XIX веке были обнаружены многие формы и мутации, которые легли в основу современных селекционных программ. Так, с 1838 года известны петунии с зелёным краем лепестков. В 1845 г. Описана форма с полосатой окраской лепестков. И, конечно же, настоящий фурор произвели махровые петунии. Их, конечно, было трудно размножить семенами (особенно если учесть, что законы Менделя были переоткрыты только в 1900 году). В каталогах честно писали, что доля махровых растений вряд ли превысит 20 – 30%. Особенно удачными считались семена с 50% махровых потомков. Была даже разработана специальная методика подбора родительских пар для такого результата. В течение сезона нужно было выбрать из потомков одного посева самые лучшие махровые растения. Затем их пересаживали в горшки и переносили в теплицу на зимовку. Вместе с ними нужно было подобрать второго партнёра для опыления: растение из того же самого посева, которое покажет хотя бы небольшие признаки махровости (например, лепестковидные выросты на части тычинок). Это растение также отправляли на зимовку. Весной в теплице оба растения черенковали и высаживали в открытый грунт. Когда петунии расцветали, махровые цветки разбирали «на детали», выискивая сколько-нибудь развитые пыльники, и оставляли в сухом тёплом месте для созревания пыльцы. Второе растение служило материнским: ещё до распускания цветка у него удаляли тычинки, и проводили искусственное опыление.
Эти подробные рекомендации мы сегодня воспринимает как ретро-курьёз, объясняющий нам как растили петунии сто лет назад. Нужно отметить, что к петунии было отношение как к многолетнику, который должен зимовать в теплице. Поэтому к каждому удачному растению относились серьёзно, размножали его из года в год черенкованием, боялись потерять. К семенному размножению прибегали, когда мечтали получить какую-то новую (еще невиданную) форму петунии.
Подход к размножению петунии резко меняется в 1930-х годах: теперь семенные фирмы озабочены получением чистых линий, поиском удачных мутаций, изучением наследования признаков на основе законов Менделя. Размножение петуний становится преимущественно семенным.
В 1934 году японская фирма «Sakata Seed Corporation» разработала технологию гибридов F1, в которой все сеянцы петунии были гарантированно махровыми. В Японии эти гибриды назывались ‘Tsukubane Asagao’, тогда как в США они поставлялись под названием ‘All Double Victorious’. Семена этих гибридов уходили по цене, в 20 раз превышающей цену золота!
Монополия японцев на полностью махровые гибриды петунии F1 продержалась до 1950-х, когда другим семенным фирмам удалось разработать собственные успешные программы гибридизации махровых петуний.
Пик популярности петуний в озеленении приходится на 1960-е годы, а в 1970-х в погоне за декоративностью петуния теряет устойчивость к заболеваниям, вредителям, засухе и другим стрессовым условиям.
«Ребрендинг» петунии состоялся благодаря неожиданному стечению обстоятельств. Японская фирма Suntory, выпускавшая алкогольные напитки, в 1984 году решила обзавестить виноградными плантациями в Бразилии. Один из сотрудников Ушио Саказаки (Ushio Sakazaki) вспоминает, что фирма получила самое дешёвое белое вино в мире, но качество оставляло желать лучшего. Работая на плантациях, Саказаки был впечатлён дикорастущими петуниями, которые сплошным цветущим ковром покрывали землю. Ничего подобного среди культивируемых петуний на тот момент не было. Ушио Саказаки привёз семена в Японию и увлёкся гибридизацией. В итоге был получен мировой бестселлер петунии 1990-х, который получил название «Сурфиния». Сама Suntory Company «переквалифицировалась» с алкогольных брендов на цветочные. И сейчас – это преуспевающая семеноводческая компания. Автор сурфиний – Ушио Саказаки – открыл собственную фирму, где продолжает начатое дело.
Для ампельной культуры выведены сорта группы Spreading (второе название – Trailing) с длинными разветвленными побегами, быстрым ростом и обильным цветением. Вегетативное размножение отдельных выдающихся растений снова вошло в моду.
Особенный успех был достигнут в селекции карликовых петуний. До этого были известны карликовые мутанты, но, как правило, они отличались малой жизнеспособностью, сниженной фертильностью и возникали проблемы с семенным размножением. В 1996 г. был найден ген карликовости петуний, мутация в котором не приводила к снижению жизнеспособности. Так была получена новая садовая группа ‘Milliflora’ (Тысячецветковая). Цветки у этой группы особенно густые, хотя и небольшие (от 2.5 см в диаметре). Растения очень компактные, 12 – 20 см высотой, пригодные для контейнерной культуры.
Отметим, что в экспозиции 2020 года участвуют все садовые группы петуний. Есть и ампельные трейлеры, и миниатюрные Milliflora, и мелкоцветковые, и Grandiflora. В каждой из групп петуний есть как простые, так и махровые сорта, не говоря уже о разнообразии оттенков. Как получается всё это цветовое разнообразие вы узнаете в следующих рассказах.
Директор Ботанического сада МГУ,
доктор биологических наук
В.В.Чуб