Интересна история появления этого растения в Европе. «Отец ботаники» Карл Линней руководил множеством научных работ. Особенно его интересовали неисследованные просторы Сибири и Дальнего Востока. У Линнея был, как бы мы это сейчас назвали, аспирант из России – Александр Карамышев. В своих экспедициях Карамышев нашел «разбитое сердце» (дицентру великолепную), которую он зарисовал для своей диссертации. Растение покорило Линнея с первого взгляда, и он мечтал посадить его в своем саду.
В 1764 году с просьбой прислать семян «разбитого сердца» Линней обратился к своему другу, российскому геологу, биологу (и по совместительству пастору лютеранской церкви в Барнауле) Эриху Густавовичу Лаксману. Однако «разбитое сердце» росло на Дальнем Востоке в России, Корее и Китае, а в окрестностях Барнаула росло другое растение, в чем-то похожее на «разбитое сердце», и именно эти семена отправились из Сибири в личный сад Линнея.
Подарок Лаксмана оказался удивительным – с ажурной сизоватой листвой, до полуметра высотой и при этом с густыми кистями желтых цветков. У каждого цветка есть контрастное темное пятно – сигнал для насекомых-опылителей. Линней назвал растение Дымянкой благородной (Fumaria nobilis L.), а позже систематики решили перенести этот вид в род Хохлатка.
Хохлатка благородная встречается в Сибири, Казахстане, Монголии, Северо-Западном Китае. Именно поэтому в альпинарии нашего Ботанического сада хохлатка благородная высажена в экспозиции Сибири. Для роста хохлатка благородная использует весеннюю влагу, и при этом терпимо относится к летней засухе. Листья в середине лета отмирают. Запасающий орган формируется из главного корня (как у моркови). Со временем главный корень начинает разрушаться, внутри появляется полость (совсем как в клубне хохлатки полой). На верхушке расположена почка с чешуевидными листьями. В пазухах этих чешуй образуются побеги с зелеными листьями и цветками, которые выносятся на поверхность. Повреждение главной почки очень болезненно для растения, и может даже закончиться гибелью. Поскольку почка у растения одна и главный корень всего лишь один, хохлатка благородная вегетативно не размножается. Однако она легко дает самосев. Впервые это отметил еще Карл Линней: в его саду хохлатка благородная стала сорняком (впрочем, не очень агрессивным), или, как выражаются ботаники, «натурализовалась». Как вы помните из предыдущих публикаций, для образования семян в саду нужно высадить хотя бы два растения.
В Ботаническом саду МГУ хохлатка благородная показала себя как неприхотливое растение. Однако ее листва может становиться добычей слизней, и нам иногда приходится спасать хохлатку от этих вредителей.
В чем-то похожи на хохлатку благородную европейские виды: хохлатка желтая (Corydalis lutea DC.) и хохлатка светло-охряная (Corydalis ochroleuca).
Первое описание хохлатки желтой (Corydalis lutea DC.) можно найти в книге «Флора Франции», и принадлежит оно перу Огюстена Пирама Декандоля (того самого, которому мы обязаны самим названием «хохлатка»).
В дикой природе хохлатка желтая обитает в южных Альпах, где предпочитает известняковые склоны, селится в щелях между камнями. Растет на высоте от 500 до 1700 м над уровнем моря, поэтому зимостойкость в целом хорошая.
Хохлатка желтая отличается от хохлатки благородной более скромными размерами: ее листва в высоту вряд ли превышает 20 см. Зато цветет хохлатка желтая практически непрерывно: с середины мая до заморозков. Со временем у садовода возникает соблазн разделить разросшееся растение с пышной зеленью и обильными побегами. Однако у хохлатки желтой формируется единственный главный корень, к которому и прикреплены многочисленные почки. Отделенные побеги не укореняются, поэтому единственный способ размножить растение – это дождаться семян.
Потенциально хохлатка желтая – достаточно агрессивное сорное растение, дающее обильный самосев. Так что со временем и нам придется устраивать строгий контроль за ее размножением.
У хохлатки светло-охряной (Corydalis ochroleuca W.D.J.Koch) много русских переводов. Исходное название –ochroleuca – состоит из двух греческих слов: ochros (охряный, светло-желтый, цвета глины) и leucos (белый, светлый). Поэтому точный перевод – светло-охряная. Кто-то пытается переводить это название как «серно-желтая», но намека на серу (sulfur) в нем нет. Правильными можно считать и названия «светло-желтая», «бледно-желтая», «охровая». Благодаря прихотям систематиков, эту хохлатку также описали под названием «ложнодымянка белая» (Pseudofumaria alba), поэтому в европейской садовой литературе она известна как «белая хохлатка». В целом она очень похожа не предыдущий вид, отличаясь лишь окраской цветков: кремово-белых с ярким желтым «сигналом». Родина этого, безусловно, сорного растения – Албания, Югославия, Греция и Италия. В условиях Ботанического сада может давать обильный самосев.
Из Ботанического сада Петра Великого в Санкт-Петербурге в нашу коллекцию сравнительно недавно прибыла хохлатка Буша, которая также цветет в середине–конце мая ярко-розовыми цветками. После цветения листва отмирает. Этот вид в природе встречается в Манчжурии, Корее, на Дальнем Востоке. Описал ее в 1914 году известный японский ботаник Такеношин Накаи. Он упоминает, что ранее эта хохлатка уже встречалась в обработках флоры российского Дальнего Востока, но под неправильным названием. В честь российского автора флоры Дальнего Востока – Николая Адольфовича Буша – и было названо это растение.
В отличие от предыдущих видов, хохлатка Буша под землей образует разветвленные корневища со столонами, запасающими корнеклубнями, со временем образует плотную куртину из сочно-зеленой ажурной листвы. Она хорошо размножается вегетативно. Часто в коллекциях представлен единственный клон хохлатки Буша, и она не дает семян.
Конечно, мы познакомились далеко не со всеми видами хохлаток Ботанического сада МГУ. До новых встреч с этими замечательными растениями!
Директор Ботанического сада МГУ,
доктор биологических наук
В.В.Чуб